«Мокшан» возвращается в строй!

Парусно-гребное судно проекта «Мокшан» предназначено для использования в качестве прогулочно-походного, как на внутренних водоемах, так и в прибрежной зоне морского побережья. По всем основным параметрам судно относиться к категории маломерных судов. Подобные суда широко использовались на территории Русского государства для перевозки людей и грузов, как в мирных, так и в военных целях.

В качестве прототипа при разработке проекта послужило речное судно XVII-XVIII веков, бытовавшее в Поволжском регионе России – мокшан. Название судна также связано с этнонимом одного их народов, с давних пор населявших берега реки – мордвой-мокшей.

Так, один из классиков изучения Волжского судоходства Иван Шубин пишет: «Мокшан, или мокшана – судно, получившее своё название от реки Мокши, где суда эти первоначально строили. Они плавали по Волге, Суре, Оке, Мокше, Цне, Москве-реке и вплоть до конца 20-х гг. ХХ в. были особенно распространены в Окском бассейне, а также на реке Суре, где служили, главным образом, для перевозки хлебных грузов до Рыбинска. Преимущественными местами постройки мокшанов были города Кадом на Мокше и Елатьма на реке Оке.

Мокшаны строили из соснового и елового леса. В течении долгого времени своего существования они несколько раз меняли не только свои размеры в сторону их постепенного увеличения, подобно большинству волжских судов, но и конструкцию некоторых деталей и узлов…

Вооружение мокшанов было очень сложным и большим, так, как, идя с грузом хлеба, обыкновенно на Рыбинск, по Рекам Цне, Мокше и Оке они применяли «сплавные» припасы (рысковые канаты и якоря), по Волге же, от Нижнего до Рыбинска, «ходовые», т. е. необходимые для движения вверх, и паруса, для которых ставили в Нижнем большие мачты.

 
     
 

Корма Мокшана, украшенная резьбой.
Фото нижегородского фотографа А. Карелина. 80-е годы XIX века.

 
     
 

Наконец, в целях украшения на передних огнивах мокшанов, а также на корме, на казенке, бортовых парусках и балконах рисовали или вырезали и затем красили в разные цвета (преимущественно в белый, зеленый, голубой и красный) разные узоры или обозначали год постройки судна, фамилию ее владельца и пр. На носовой части рисовали глаза и другие изображения. На тонкой снасти («легкости»), протянутой между двумя флагштоками – один на носу, другой у казенки или на мачте, - поднимали шерстяные ленты и три-четыре довольно больших разноцветных флага из шелковой или другой материи, нередко с вышитыми на них пейзажами, птицами и пр. На концах самих флагштоков прикрепляли разные фигуры, например, рыба, конь или изображение Михаила-архангела с трубой, Георгия Победоносца на коне…» (И.А. Шубин «Волга и волжское судоходство», Москва, Транспечать, 1927 г.)

Изучение письменных источников позволило реконструировать судно с известной достоверностью, по возможности, в полных традициях речного кораблестроения XVII века. Специалистами верфи деревянного судостроения ЗАО «Варяг» из г. Петрозаводска (директор – Павел Мартюхов) было приложено немало усилий, чтобы от теоретических разработок перейти к практическому труду по воссоздании судна. Сама лодка полностью деревянная, делается традиционным способом, без использования современных синтетических материалов и пластика.

Параметры судна. Длина габаритная – 9,15 м. Ширина габаритная – 2,4 м. Высота борта – 0,85 м. Вес с оборудованием около 1,0 тонны. Мощность стационарного мотора – 10-15 л.с. Площадь парусности – 21 кв.м. Пассажировместимость – 12 человек.

Описание судна. Корпус судна – плоскодонный, с подъемом днища к носу и корме. Борта выполнены в развал. Продольный набор - ламинированный, шпангоуты натесные. Обшивка днища – вгладь под конопатку, обшивка бортов – в накрой, на медных клепках. Внутри корпус оборудован поперечными и продольными банками и сланями. В носовой части судна имеется запалубленная часть. Для управления судном служит деревянный навесной руль с румпелем. В кормовой части имеется колодец, предназначенный для установки стационарного мотора. Судно укомплектовано восемью распашными веслами. Парусное вооружение – двухмачтовое, шпринтовое, общей площадью 21 кв.м. Судно имеет небольшую осадку – 0,3 метра, позволяющую ходить по мелководью. Ширина корпуса – 2,4 метра, не превышает разрешенных автодорожных габаритов, что позволяет перевозить судно по автодорогам без предварительного согласования.

Судно предполагается использовать в качестве важного исторического артефакта русско-мордовских добрососедских отношений в дни Празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2009 года № 46), и для реализации Межрегионального молодежного историко-культурного проекта «Малые реки России – общие судьбы народов», получившего Грант Президента Российской Федерации на реализацию социально значимого проекта (грантодатель - Фонд подготовки кадрового резерва «Госклуб» № 163-04).

Духовник экспедиции,
Председатель комиссии Общественной палаты Республики Мордовия
по сохранению духовного и культурного наследия,
ректор Саранского духовного училища,
протоиерей Александр Пелин

 
     
Copyright © 2011. Дизайн сайта и поддержка - Денисов Денис dysich@yandex.ru
Hosted by uCoz